ДИНАМИЧЕСКИЕ
ПРОФЕССИИ В РЕКЛАМНОЙ СФЕРЕ
СОФИЯ СМЫСЛОВА, руководитель школы ИКРа
ИКРа – это школа интерактивных коммуникаций, которая является представителем самой динамической и быстроменяющейся сферы - рекламы в digital.
Философия современного образования была построена на умении найти источник, а не усвоить знания
При этом мы пропагандируем в рамках обучения философию пользы для человека. Пользы, принесенной с помощью инструментов коммуникации, действие которых решает какую- то конкретную проблему.

В первую очередь это решает задачу и самой рекламы непосредственно - она эффективна, потому что ее коммуникация прорывается через тонны нерелевантной и неинтересной информации. Конкретный выигрыш, который пользователь получает от взаимодействия с объектом, делает этот мир чуточку лучше, чему мы и учим наших студентов - использовать все подручные инструменты, что бы решать проблемы людей и приносить им выгоду.

Тенденции последних лет подсказывают нам, что философия современного образования была построена на умении найти источник, а не усвоить знания, пускай даже очень поверхностные. Обзорные курсы разных программ дополнительного образования давали общее представление о сфере, но не углублялись в детали и не давали базиса, на котором можно было бы строить ту или иную специальность. Стоит отметить, что в данном случае речь идет не о фундаментальном образовании в университете, а именно о практическом базисе рекламной специальности и понимании научного аппарата, который выстраивается вокруг этой сферы.
Новая реальность для специалистов
Создание, например, вовлекающей игровой механики на сайте нуждается в работе геймдизайнера, простраивающего структуру игры в тесном сотрудничестве со сценаристом, который разрабатывает героев и моделирует их поведение во время игры. При этом оба специалиста должны хорошо понимать, что такое игровой контекст и как он взаимодействует с цифровыми каналами, что из их наработок реализуемо, а что нет.
Если же мы немного отступим от цифровых каналов и рассмотрим, например, их совмещение с офлайн средой, то столкнемся с еще большим набор требуемых профессионалов: от декораторов до поваров, от координаторов мероприятия до световых дизайнеров. При этом важна общая слаженность процесса, то есть понимание структуры каждым участником и возможность оценить качество результата работ смежных специальностей.

Путем проб и ошибок стало наглядно понятно - узкого спектра одних только собственных компетенций недостаточно, и современный мир требует междисциплинарной подготовки специалиста.
Получить результат на уровень выше среднестатистического абсолютно невозможно, когда объединенные в команды специалисты плохо представляют себе, чем занимаются их коллеги
Самым показательным примером является продюсер в digital агентстве- человек, который управляет производством проекта. Помимо управленческих навыков, умения мотивировать команду работать и выполнять задачи в срок, продюсеру необходимо контролировать и качество производства - это возможно только при условии, что он понимает, что такое программирование, верстка, как работать с видео и фото- материалом и почему файл psd не открывается у клиента.
Требование знать множество разных аспектов - это еще полбеды рекламной сферы. Вторым камнем преткновения стала скорость смены этих самых элементов знаний: никому не был нужен геймдизайнер в рекламном агентстве три года назад. Сейчас - это основной навык любого креативного специалиста, который на основе игрофикации может создать вовлекающую механику и мотивировать пользователя к действию. Или как управлять командой, не понимая основ конфликтологии и психологии работы людей? Как составлять медиаплан продвижения проекта, не понимая, как по-разному работает креатив в разных форматах, как его математически измерить?
Все эти вопросы и нам пришли в голову, когда мы поняли, что статичная, однажды утвержденная программа обучения специалиста не работает. Для работы в сфере цифровых коммуникаций необходим объемный багаж знаний и широкий кругозор, который зачастую приходит только с опытом и со временем. Но почему бы не смоделировать эту ситуацию, в которой конкретный студент сталкивается с кардинально разными задачами и в процессе их решения получает бесценный опыт?

Так на ИКРе появилось понятие динамических профессий, которое состоят из двух аспектов - фундаментальных понятий специальности и наборных модулей, которые погружают студента в различные спорные и сложные ситуации, с которыми он может столкнуться в процессе своей работы.

Получается планомерное движение от общего к частному, где сначала студент понимает, что такое сфера digital в целом, потом структуру проекта в этой сфере, его составляющие, потом мы начинаем моделировать конкретные сложные ситуации, с которыми он может столкнуться в процессе, а студент параллельно выбирает модули, которые ему интересны.

Итоги обучения
На выходе мы получаем практика, который имеет хорошее представление о той работе, с которой он столкнется, и что самое главное - он имеет хорошее представление о том, как работают смежные с его специализацией механизмы, где искать необходимых профессионалов, как принимать и оценивать их работу.
Мы движемся к созданию универсальных специалистов, которые при этом не теряют в качестве за счет своей «универсальности», но имеют возможность быстро переключаться с одной области знаний на другую и поддерживать скорость разработки проекта в нужном темпе. При этом нестатичная программа позволяет нам изнутри постоянно менять ее и добавлять новые блоки, в зависимости от того, какая сфера становится необходимой для создания качественных и полезных проектов.

Такой подход делает ИКРу гибкой, но при этом структурно-логичной, то есть объединяет два самых ценных аспекта в образовании: фундаментальность университетского подхода и актуальность коротких курсов повышения квалификации.